>
Унижение в армии

Унижение в армии и как ему противостоять

Казалось бы, все причастные выдохнули, когда срочную службу в нашей стране сократили до одного года, мысли были об одном – унижение в армии теперь исключено. Кроме скорейшего возвращения домой, такое мероприятие привело к уменьшении дедовщины, ведь с учётом нескольких призывов за год, старослужащих просто не может быть. Такое мнение имеет основание, но противоречащие Уставу события свершаются и по сей день.

Что может угрожать солдату?

Действительно, напряжённые отношения молодого солдата с «дедушкой» давно в прошлом, однако армия не отбирает на службу ребят, лишённых необоснованного желания доминировать. Наверняка любая воинская часть может похвастаться такими экземплярами, которые то и дело стремятся вознестись в авторитеты любыми способами. Эти, так называемые мужчины, обычно объединяются на фоне общих интересов и быстро находят жертву, а то и несколько. Отсюда и вырисовывается травля самого слабого звена. Бойцы из группы доминантов ведут себя подобно школьным задирам, но с более агрессивным окрасом. Они издеваются посредством грубых приколов, оскорбляют внешний вид или необычные привычки солдата, попавшего под раздачу. Бывает и так, что эти «цветочки» солдат понюхает и пересмотрит свою линию поведения, найдя способ совладать с обидчиками, но чаще дело переходит к «ягодкам». Решившие наживиться за счёт слабого начинают вымогать у него деньги, а за отказ отдать их добровольно просто-напросто бьют. Будучи жертвой, боец по мужским понятиям не докладывает командиру о произошедшем, и безнаказанные товарищи продолжают гнуть свою линию.

Унижение в армии

Другой стороной медали является прессинг командирами, естественно с применением техники, не прописанной в Уставе. К счастью, современные офицеры и младшие командиры находятся в условиях тотального контроля со стороны своего командования: любое движение описывается в бумагах и фиксируется ныне модными в армии фотоотчётами. Такие меры сдерживают нервы командиров, и каждому подзатыльнику предшествует глубокий анализ – делать это или нет. Однако случаи рукоприкладства, о которых нигде не напишут, имеют место быть и чаще, чем этого хотелось бы. У каждого третьего демобилизованного найдётся история, как лейтенант дал в солнышко провинившемуся бойцу. Такие меры наказания частенько приобретают систематический характер, потому что офицера бить нельзя. Эта проза интересна ровно до тех пор, пока она не про твоего сына.

Искусно издеваться армия умеет и без физического воздействия, а именно своим бездействием. Может быть, слышали устойчивый фразеологизм о том, что вируса в армию не проникает? Так вот речь идёт о халатном отношении к здоровью солдата. Чтобы получить должную медицинскую помощь ослабевший боец должен несколько дней гореть от температуры в нарядах, а оттуда прямиком в госпиталь в лучшем случае, потому что санчасть уже бессильна, а в худшем – оставят выздоравливать своими силами. Следствием такого отношения становятся серьёзные осложнения и хронические заболевания, в отдельных случаях летальный исход.
Резюмируя вышеизложенное, считать унижением следует:

  • издевательство, вымогательство и рукоприкладство со стороны рядовых;
  • издевательство, вымогательство и рукоприкладство со стороны командиров;
  • отказ командира получить возможность оказания медицинской помощи.

Подобные действия носят уголовный характер и могут привести к серьёзным последствиям. В отдельных случаях казуальные ситуации подлежат эффективному разрешению в пределах части, но что делать солдату и его родителям, если систематические унижения не прекращаются? Безусловно, всему этому есть управа, нужно лишь остановиться и продумать порядок действий.

Как прекратить унижение в армии?

Если рассуждать от лица пострадавшего солдата, то стоит задуматься является ли умалчивание о систематических издёвках проявлением мужского достоинства. Речь не идёт об однократной ошибке со стороны равнозначного товарища или того же командира, бывает всякое: магнитные бури, звезды не так сошлись или агрессия на фоне недоедания. Бежать с докладом к командиру части, что рядовой Петров отвесил подзатыльника – откровенное стукачество. Другое дело, если избиение или вымогательство денег происходит, как должное. Солдату необходимо довести до непосредственного командира информацию о том, что ему мешают спокойно служить. Если он безразличен или сам участвует в угнетении морального или физического состояния солдата, то нужно идти дальше – к замполиту, командиру части. Есть большая вероятность решения проблемы на месте.

В случае бездействия командования воинской части или применении неэффективных мер, которые дают почву для продолжения унижений, на помощь должны прийти родители. Самым сложным этапом сбора информации о происходящем станет её выуживание у сына, отрицающего негативное отношение к себе. Но сердце матери ведь не обманешь. Чувствуя, что сыну не дают покоя, постарайтесь расположить его и всё же услышать в чём состав унизительных действий, кто, когда и сколько раз это сделал. Полезно будет собрать данные и о тех, кто ещё пострадал от рук обидчика, и о свидетелях случившегося.

Унижение в армии

Порядок действий родителя, направленных на прекращение унижений сына:

  • лично обратиться к замполиту;
  • лично обратиться к командиру в/ч;
  • позвонить на горячую линию помощи солдатам;
  • обратиться в комитет матерей солдатов;
  • если ничего не помогло, то нужно идти в местную военную прокуратуру, а после – в главную.

Если ваш сын находится на грани и хочет немедленно прекратить происходящее, всеми способами пытайтесь его успокоить, вселите уверенность в том, что скоро всё прекратится. Объясните, что в ваших силах ему помочь, и вы это сделаете немедленно. Проблема в том, что служащие по призыву, будучи в избитом состоянии, иногда сбегают из части. Этот импульсивный поступок усложняет ситуацию в разы: мало того, что солдата накажут, так ещё и доказать, что побои были нанесены внутри части, будет предельно сложно. Не во всех воинских частях дела с дисциплиной обстоят так, что находится место неуставным отношениям, преимущественно служба от новобранца до дембеля протекает без серьёзных происшествий.

А у вас был опыт соприкосновения с армейским унижением?

14 Comments Posted

  1. От микроклимата, который сложился в части, напрямую зависит ее боеспособность. Однако, не так просто искоренить в армии дедовщину, булинг, издевательства и унижения со стороны тех, кто любой ценой стремится доминировать над другими, более слабыми, извлекая из этого для себя определенные преимущества. Отдельно взятому военнослужащему защититься и найти управу на обидчиков зачастую бывает трудно, ибо круговая порука, нежелание «выносить сор из избы». Противостоять этим «альфа-самцам» сможет только группа, в которой реально один будет за всех и все за одного, а также не замалчивание информации о подобных инцидентах, а донесение ее до замполита, командира в/ч, в военную прокуратуру.  

  2. Честно говоря, я думала, что такое понятие, как унижение в армии осталось давно в прошлом. Сейчас столько всего делается для поднятия рейтинга службы в рядах армии. Как для мамы мальчика, для меня эта тема очень важна. Если, не дай Бог, что случится, то нельзя ни в коем случае молчать. Как минимум оповестить родителей. По возможности вводить в курс руководство и не затягивать, опасаясь действий обидчиков. А еще мне непонятно, почему у нас есть совет матерей, но нет совета отцов?! Может пора активизироваться и мужчинам, отцам? Тогда и сыновьям будет спокойнее и расти и потом идти служить.

  3. Если честно, то я тоже думала, что унижение в армии исчезло, как нарыв, однако после этой статьи я задумалась! Но я думаю, что начальство просто не может не знать, что творится у них подносом, наверное, эффективнее всего будет комитет, а также линия помощи. Радует, что случае, если и есть, то они единичны, но расслабляться ещё нельзя, а каждый случай карать жестоко, чтобы на всю жизнь запомнилось. А так всем желаю, чтобы Вы никогда не попали в данную ситуацию, а если не повезло, то действовать, как можно раньше!

  4. Здравствуйте. Мой брат тоже сталкивался с проблемой унижения в армии, рассказал свой опыт, как он вытерпел этот год. Когда он только туда прибыл, его начали оскорблять словесно, также воровать у него личные вещи, даже подставлять. По началу ему было невозможно там находиться, потом он понял, что нужно действовать хитро, физически невозможно, т.к. те ребята были гораздо сильнее его. Он старался найти общий язык с главарём (самым сильным), тот реагировал грубо, но слово за словом и они стали друзьями. В первую очередь нужно преодолеть страх, постараться найти общий язык, не быть «хлюпиком».

  5. Статья заставила задуматься о существовании такой проблемы, как страх человека за свое достоинство и имя. Мне казалось, что проблема дедовщины должна была остаться еще в прошлом, а не продолжаться во времена всеобщего прогресса общества. Никому не хочется выставлять себя в свете слабака и жалобщика, но не все понимают, как это хорошо описано в тексте, что терпеть еще хуже. Не надо стыдиться защищать свои права, не теряйте самоуважение и не думайте о том, что подумают другие, потому что ни один ответственный служащий не должен терпеть унижения в армии! Если ситуация критическая, командование обязано вмешаться, как ни крути.

  6. Сталкивался с «дедовщиной» в 2012 году. Мы приехали в воинскую часть вечером и после построения мы начали готовится ко сну. Пришли «деды», начали трясти кровати, угрожали, оскорбляли разными словами, пинали ногами. Это для них считалось что-то вроде первой проверки. В основном издевались над слабыми, забирали деньги, сигареты, станки для бритья. Однажды, когда я грубо ответил старослужащему, он меня хорошенько избил со своими товарищами. После этого постоянно ко мне придирались, прикалывались, однажды забрали ботинки, за которые мне потом досталось от командира. Я больше не смог этого терпеть и прекрасно знал, что офицерам об этом смысла говорить нет, ничего не измениться. Я рассказал об этом родителям. Они наняли юриста, который обратился к представителям Министерства Обороны и разрулил всю ситуацию. К нам приехали с проверкой, обнаружили побои у большинства молодых солдат и отстранили большую часть командования. После этого у нас каждый день проходили осмотры, офицеры не отходили от солдат ни на шаг. А те самые «деды» испугались происходящего и больше не занимались беспределом. В настоящее время во многих частях с этим довольно строго, но все же происходят много случаев. 

  7. А я не понимаю, мы где живём? У нас стадо и животные, а не люди в обществе? Как в 21 веке всё ещё существует насилие, буллинг (называйте как хотите). Я не первый раз слышу про унижение в армии, но до сих пор в моей голове некий диссонанс. Какие-то там «авторитеты» считают себя крутыми перцами. При чём возникают следующие мысли: их доминирование над остальными — это способ жизни или излишки детских травм? Справиться с такой травлей очень сложно, особенно, если ты один в этой стае волков. Нельзя молчать, нужно просить о помощи, ведь закрыв глаза один раз, второго может не быть!!!

  8. Это хорошо, что срок службы сокращён. Попытались устранить дедовщину. Но желающие стать авторитетом за счёт более слабых и трусливых, остаются. Меня это не коснулось. Но я и не боялся этого, был готов к любому раскладу. Потому что с этим бороться не получится. Если начали гнобить, то по-любому будут и дальше. Стоит изначально не поддаваться на провокацию, тогда и не будут издеваться. Важно ничего не бояться и уметь себя поставить с самого начала. Если он смотрит, что я могу и шваброй ему по лбу дать, то и не будет меня даже начинать задевать. 

  9. А моё мнение, если в воинской части есть дедовщина или прессинг со стороны офицерского состава, то все эти унижения в армии происходят не просто так. И тем более не может быть, что об этом никто не знает. Как всегда рука руку моет и друг друга прикрывают, иначе бы боялись. Да нельзя сидеть и ждать, когда это плохо кончится, и нужно идти по всем инстанциям. Но в наше время более действенный способ — запостить пару видео в соцсети. И как быстренько начинаются проверки, летят головы. Единственное чего ещё боятся, это вынесения всех недочётов и обвинений на публику.

  10. Прочитав эту статью, я немного была шокирована. Честно говоря, я думала, что нет такого как «дедовщина», и нет унижения в армии. Но видимо я ошибалась. Для кого-то унизить человека, или как говорится проверить на что способен, или что собой представляет, просто для развлечения, а для кого-то — это крик и боль, не только души, да и тела, и что может нести за собой ряд плачевных событий. Знаю точно одно, что любой  плохой поступок не должен оставаться, как минимум незамеченным, а как максимум наказание должны нести обидчики по полной, чтоб в будущем не происходило подобного. 

  11. Мой сын сейчас подвергается травле со стороны сослуживцев. Сказал мне., что страдает из за своей доброты. Кто травит ? Те, кто из деревни. Кто занимался каким нибудь видом спорта. Моему сыну нельзя было заниматься по медицинским показателям. Все что описано в статье все от первой и последней строчки правда. Командованию наплевать. Сначала он тоже просил не жаловаться и многого не говорил, а теперь я понимаю, что он уже не может больше терпеть. Боюсь, что это армия может сломать ему дальнейшую жизнь. Буду предпринимать меры. Год службы покажется вечностью, когда твой сын просто страдает. Не один он такой, но многие боятся связываться с этой шоблой.

    • Добрый день Оксана! У нас точно такая же ситуация с сыном. Вам удалось как то изменить ситуацию? Можете поделиться опытом?

  12. Во всех странах развитых контрактная армия. Только у нас делают рабами на год. Когда я служил, после маминой юбки попал в ад. Всякие спортсмены сразу сколотили что то вроде синдиката. Вымогали деньги, заставляли мыть туалеты. Если пожалуешься, то ты типа суч. Хотя офицеры сами воровали, даже у солдат. Полнейший беспредел по зоновским понятиям. Никого не будешь трогать, тебя будут оскорблять. Причём даже не быдло. Надоело. Через комитет солдатских матерей прижал всю часть к стене. Их задолбали проверками, а меня перевели в другую часть. Кто крал денег, могли отправить в дисбат этого не русского. Короче, отплатил им всем как надо. Уволился ефрейтором. Для меня армия, запомнилось как рабство и унижение человеческого достоинства. Но всё же надо признать, многое зависит от самой части. Где то лучше, а где то полный ад и энергетика как в аду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.