День дальней авиации ВВС России — это национальный праздник, который отмечают 23 декабря. Все, кто имеет отношение в этой сфере, считают названную дату профессиональным праздником. Официально отмечать такую дату начали с 1999 года, после приказа Анатолия Корнукова, главнокомандующего ВВС России.
История образования дня дальней авиации ВВС России
Более 100 лет назад, 23 декабря 1913 года, впервые поднялся в небо «Илья Муромец», тяжелый бомбардировщик. Это был испытательный полет, а сам самолет оказался первым в мировой истории многомоторным бомбардировщиком. Сконструировал мощную авиамашину Игорь Сикорский. «Илью Муромца» заслуженно называют еще прадедушкой современных российских бомбардировщиков. И это действительно так. С него все начиналось. Ведь в скором времени, 23 декабря 2014 г., была сформирована эскадра таких самолетов по императорскому указу Николая II. Событие было чрезвычайно важным не только для России, но и для всего мира. Оно стало изначальной точкой развития авиационной сферы тяжелых бомбардировщиков, а также стало одним из главных преимуществ российской армии вообще.
Самолеты «Илья Муромец» активно использовались в Первой мировой войне. За время военных действий бомбардировщики успешно поднимались в небо более 400 раз. В 1917 году в эскадре было уже 40 четырехмоторных тяжелых самолетов. После завершения войны и Октябрьской революции предназначение «Ильи Муромца» немного поменялось. Поскольку отпала необходимость брать участие в военных сражениях, с весны 1918 г. началось формирование так называемой СГВК (Северная группа воздушных кораблей), куда включили и тяжелые бомбардировщики. Планировалось, что в составе этой группы «Илья Муромец» будет использоваться для разведки морских путей на Дальнем Севере, и вообще, в полярных экспедициях. Реализовать проект помешала гражданская война в России, бесконечные сражения, напряженная обстановка по всей стране, сложные экономические условия помешали воплотить в жизнь задумку и вскоре, уже в ноябре 1918 года СГВК сменила название на Авиагруппа, а в 1919 г. формирование получило официальное наименование – дивизион воздушных кораблей.
Дальняя авиация России ХХ века
Очередной виток развития в сфере российской дальней авиации наступил в 1930 году, когда армия приняла на вооружение ТБ-3, новую модель тяжелого бомбардировщика, творение и гордость авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. А в 1936 году ВВС России пополнилась еще двумя моделями бомбардировщиков – ДБ-3 и ДБ-3Ф. Эти самолеты были сконструированы под руководством Сергея Ильюшина, известного отечественного конструктора.
В это же время, в период с 1936 по 1938 гг. из корпусов тяжелых бомбардировщиков и авиационных бригад было сформировано три отдельные воздушные армии, имеющие в своем определении пометку «особое назначение». Эти три армии находились в непосредственном подчинении народного комиссара СССР оборонной сферы. А в 1940 г. все действующие соединения тяжелых бомбардировщиков ввели в ДБА ГК (Дальнебомбардировочная авиация главного командования Красной Армии). На 22 июня 1941 года, день начала Великой Отечественной войны, на балансе ДБА состояло около 1500 самолетов и 1000 профессиональных экипажей, прошедших специальную подготовку и состоящих в полной боевой готовности. Все авиационные машины были распределены на 5 авиационных корпусов, 3 отдельные авиадивизии и один отдельный авиационный полк.
Первый боевой вылет тяжелого бомбардировщика состоялся уже во второй день войны, 22 июня. Самолеты дальней авиации активно использовались в течение всей войны, брали участие во всей самых крупных битвах, часто поднимались для выполнения спецзаданий командования. Преобладающее большинство вылетов были успешными. В марте 1942 года дальнебомбардировочную авиацию переформатировали в авиацию дальнего действия, а к завершению 1944 года она получила название 18-я воздушная армия. После завершения войны, в 1946 году, на базе действующей армии сформировали Дальнюю авиацию воздушных сил СССР.
За время ВОВ бомбардировщики вылетали в бой более 220 тысяч раз. На позиции противника и важные инфраструктурные объекты было выброшено более 2 миллиона авиабомб разной мощности. Конечно, не обошлось без потерь, но успешных вылетов было в разы больше.
Мощный скачок в развитии дальней авиации СССР состоялся в 1950-е годы, когда состав реактивной техники пополнился Ту-16 (дальние бомбардировщики), Ту-95 и ЗМ (стратегические бомбардировщики). В мирное время экипажи этих самолетов начали осваивать небо над Арктикой. По сути, выполняли задание 40-летней давности, которое должен был выполнить «Илья Муромец», но так и не успел, уступим место своим более совершенным потомкам. В 1970-1980-х гг. к авиамашинам дальней авиации добавились современные авиакомплексы Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, оборудованные крылатыми ракетами авиабазирования с максимальной дальностью полета.
После распада Советского Союза в дальней авиации наступило затишье и вынужденный простой. Сложная обстановка на постсоветском пространствве не могла не сказаться на этой сфере. Интенсивность полетов начала увеличиваться с приходом 2000-х. Впервые после десятилетнего перерыва стратегический бомбардировщик поднялся в небо в 2001 году над Северным полюсом. А с 2007 года полеты дальней авиации возобновились на регулярной основе и осуществляются, в основном, в удаленных регионах. Главное предназначение полетов – патрулирование воздушного пространства. Контролируемые территории – районы активного судоходства и экономически развитые регионы. Наши бомбардировщики патрулируют и контролируют небо над нейтральными водами Атлантики, Тихого океана, Черного моря и Арктики. Полеты выполняются с базовых и оперативных аэродромов по всей стране.
После Великой Отечественной войны самыми масштабными военными действиями, в которых принимали участие бомбардировщики, были бои в Афганистане (1980-е гг.), Северный Кавказ (1990-е гг.) и военная операция в Грузии по принуждению государства к миру (2008 г.). Масштабная военная атака была выполнена российскими стратегическими и дальними бомбардировщиками в отношении сирийского «Исламского государства» 17 ноября 2015 г. Тогда боевые самолеты атаковали авиационными бомбами и самым современным оружием — крылатыми ракетами Х-101. Это было первое испытание в бою стратегов Ту-160 и Ту-95. В течение трех лет, с 2015 по 2017, авиамашины дальней авиации не один раз бомбардировали позиции и объекты сирийских террористов.
Дальняя авиация России на сегодняшний день
За более чем сто лет своего существования, российская дальняя авиация прошла длинный путь развития и совершенствования. Первая эскадра состояла из четырехмоторных самолетов-бипланов «Илья Муромец». В течение небольшого, как для истории, отрезка времени, ситуация кардинально поменялась. Сейчас на вооружении – самые современные турбовинтовые и реактивные бомбардировщики: Ту-22М3 (модернизованные дальние), Ту-160 и Ту-160М (стратегические сверхзвуковые ракетоносцы; особенность – крыло с изменяемой стреловидностью), Ту-95МС и Ту-95МСМ (турбовинтовые, четырехмоторные). Кроме этого, в составе дальней авиации есть Ил-78, самолеты-заправщики и другая авиационная техника, необходимая для обслуживания и полноценных вылетов бомбардировщиков. Знаковым в развитии дальней авиации РФ стал и 2018 год, когда к ее составу добавились четыре Ту-95МС (модернизированный бомбардировщик-ракетоносец) и еще один бомбардировщик-ракетоносец Ту-160.
Техника дальней авиации вооружена крылатыми авиаракетами большой дальности, ракетами с оперативно-тактическим назначением обычного и ядерного снаряжения, а также другими разно калибровыми авиабомбами.
На сегодняшний день российская дальняя авиация – это управление командования, Центр боевой подготовки и переквалификации летного состава, две тяжелые авиадивизии бомбардировщиков, различные вспомогательные воинские части (связи, тыла и обеспечения).
Состоянием на 2018 г. экипажами-профессионалами дальней авиации были успешно выполнены все планы – по боевой подготовке, налету и боевому применению. В общей сложности самолеты налетали свыше 20 тыс. часов. В течение года состоялось больше сорока летно-тактических и тактико-специальных учений, в которых участвовали подразделения и части обеспечения. Руководили учениями главнокомандующие и командиры воинских частей и соединений. Также состав дальней авиации был активным участником мероприятий боевой и оперативной подготовки согласно плану. Это и масштабные маневры «Восток-2018», и совместные учения ВС стран-членов ШОС «Мирная миссия-2018», и учение антитеррористического направления «Иссык-Куль-Антитеррор-2018» и многие др.
Также в 2018 году для полетов стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160 был задействован арктический аэродром Анадырь. Мероприятие было сложным и непредсказуемым. На нем прошли летно-тактические учения, в которых участвовал авиаполк. Особенность и сложность в том, что экипаж должен был посадить самолет на неизученном аэродроме после полета в арктических условиях при неустойчивых метеоусловиях. Спрогнозировать результат было невозможно, но летчики справились с заданием на отлично.
Кроме этого, личный состав российской дальней авиации выполнил задание по пуску управляемых авиаракет по реальной цели на полигоне в море. Все пуски получили статус штатных, все попали в цель, что свидетельствует о высокой эффективности и надежности отечественных авиасистем.
2018 год знаковый для российской дальней авиации еще и первым за пять лет полетом в Венесуэлу полноценной авиационной группы – двух Ту-160, стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков, и подразделений обеспечения. После приземления в Венесуэле и специальной подготовки российские экипажи осуществили специальный полет над Карибским морем с аэродрома Майкетия. Такие вылеты – это бесценный опыт полетов в отдаленных районах южных широт в пределах иностранного государства.
Таким образом, 23 декабря – это национальный праздник. В этот день принимают поздравления все, кто имеет отношение к дальней авиации России -действующие военнослужащие, те, кто в отставке, ветераны ВОВ, служившие на бомбардировщиках, а также будущие пилоты дальней авиации РФ. А для всех граждан этот день — еще один повод вспомнить, что россиянам есть чем гордиться.
Поздравляю весь личный состав с Днём дальней авиации ВВС России! Хочу пожелать высоких и дальних полётов, а небо пусть всегда будет вам подвластно. Пусть в любой сложной ситуации везение не оставляет вас, пусть посадка всегда будет точной, а также успех и удача постоянно сопутствуют вам. Вы — сила и гордость нашего Отечества. Именно вы стоите на страже воздушных границ Родины.
Желаю выдержки, мужества, сил и твёрдости духа, чтобы продолжать с достоинством нести свою службу. Успешных вам полётов!
Благодарю за полезную и информативную статью! Я сама далека от военно-воздушных сил и всего, что с ними связано. Вчера заметила в нашем городе машины с флагами и ребят в форме ВВС, стала интересоваться, что они отмечают — оказалось, День дальней авиации ВВС России) Прежде всего — от души поздравляю всех имеющих отношение к этом празднику! Желаю чистого неба и безопасных полетов, пусть самолеты всегда мягко приземляются на аэродроме. Ребята-летчики — Вы наша гордость, красавцы, искренние поздравления и поклон до земли!
Дальняя авиация за последнее время сделала мощнейший прыжок в техническом развитии, подготовительной базе и квалификационном составе. И, конечно же, это вызывает безграничную гордость за страну, за всех военнослужащих. Ко Дню российской дальней авиации ВВС всем военным лётчикам страны желаю высоких полётов, блестящих результатов, чистого неба и прорыва во всех поставленных целях. Пусть оптимизм не угасает, беспрепятственно преодолеваются расстояния, а рядом будут мужество, уверенность в себе и надёжные товарищи.
Хочу сердечно пожелать всего самого наилучшего ребятам из авиации ВВС России. Сегодня Ваш день, спасибо Вам за мирное небо и добросовестное отношение к своему делу! В День дальней авиации России хочется от лица всех жителей пожелать Вам сил, отваги, огромной удачи и уверенности в решении задач. Путь день за днем Вас преследует счастье, успех, а рядом будут только верные и надежные товарищи! Оставайтесь всегда на защите наших небес, и пусть счастливых моментов в жизни будет как можно больше и ярче!
Позвольте мне передать поздравления с Днем дальней авиации ВВС России! Незаурядные умы за чуть более вековую историю сделали авиацию могучей силой нашей необъятной страны да и всего мира. Много было вложено в победу в годы Великой отечественной войны. За это наша, потомков, огромная благодарность. Мы можем спокойно спать зная, что наши воздушные границы под защитой. Очень интересно было узнать из статьи о патрульных полетах над нейтральными водами и летными учениями над Арктикой, полетами в «горячие» точки. Просто дух захватывает от осознания причастности наших бомбардировщиков к борьбе с терроризмом. А ведь эти герои — наши отцы, мужья, сыновья. Пусть все ваши вылеты будут эффективными, строго по курсу и точно до цели. Будьте здоровы и всегда возвращайтесь в родной дом!
Статья хорошая, отлично показана история развития дальней авиации. Честно говоря многого не знал. Начиная с того, что день дальней авиации ВВС России празднуется 23 декабря. А ведь сам факт наличия такова вида войск является признаком сверхдержавы, тем более радостно, что он действует и действует хорошо. В этом убедился весь мир, кто следил за событиями в Сирии. Это, без сомнения элитный род войск, знаю не по наслышке, что требования к здоровью личного состава приближено к космонавтам, плюс техническая подготовка и тренированность должны быть идеальными- в небе может всякое случиться. Удачи всем лётчикам!
У нас в роду два лётчика со стажем — отец и дед, поэтому мы ежегодно отмечаем День дальней авиации нашей страны. Очень много слышала рассказов от отца и деда о нелёгкой, ответственной службе в авиации ВВС России. Хочется от души пожелать всем лётчикам Отечества ясного неба, безопасных полётов, тихих посадок, скоропостижных целей и стратегической точности. Пусть в небе всегда будет рядом надёжное братское плечо, а на земле ждут горячие объятия семьи, родных.
Модернизация ВВС России колоссально вышла на новый уровень, чего только стоят стратегические сверхзвуковые реактивные бомбардировщики. Очень интересно наблюдать за лётными учениями, ведь так убеждаешься в надёжности и силе отечественных авиасистем. Хочется поздравить всех ребят, причастных к дальней авиации России с их днём. Пусть поставленные задачи достигаются легко, дела идут вверх, а полёты будут только мирными. Пусть всегда сопутствует удача, везение, мужество и отвага. Держите путь к цели уверенно!
День дальней авиации ВВС России очень хороший праздник! Очень интересная статья, помогает вкратце ознакомится с историей Российской авиации. Я всё же могу сказать, что Сикорский, на мой взгляд, один из наиболее выдающихся инженеров Российской авиации. Он был одним из первопроходцев и одним их первых авиаконструкторов, поэтому его гений гораздо более ценней, чем дальнейшие достижения не только отечественных, но и зарубежных проектировщиков авиации. Всё же в условиях нескольких войн, когда было уже большое количество опыта применения авиации в боевых условиях, и существования самых разных разработок в области, его последователям было гораздо проще, поэтому уровня его заслуги в становлении русской авиации они всё же не достигли.
Уважаемые военные летчики дальней авиации, позвольте поздравить Вас с профессиональным праздником — с Днем дальней авиации ВВС России! Хочется пожелать Вам мужественности, всегда только благополучных и мягких посадок, верных, надежных коллег, на которых всегда можно положиться и которые никогда не подведут. Пусть в Ваших семьях всегда царят спокойствие, умиротворение, теплота и поддержка. Пусть на службе будет всё гладко и мирно, чтобы Вы всегда только тренировались и летали в своё удовольствие!