Знаем, что многим интересно узнать характеристики БТР-82А, так как это, пожалуй, самая известная колесная техника. Почти все хоть раз да видели эти машины на экране телевизора в репортажах их горячих точек, некоторым довелось наблюдать их воочию. Ныне в нашу армию поступают новые БТР с индексом 82 А. Мы отправились на полигон танковой дивизии, чтобы в преддверии профессионального праздника Российских военных познакомиться с этой машиной.
Силуэт, разумеется, отлично узнаваем еще по Афгану и Чечне, только тогда это были БТР-80. Теперь вот новые модели, но, как нам поведал, техник разведывательно-десантной роты Кантемировской танковой дивизии, куда поступили несколько новинок, изменений не так уж много. Корпус БТР-82А например, остался практически прежним по характеристикам, в нем лишь нет пары бойниц для ведения огня изнутри машины. Зато появилась 30-мм автоматическая пушка на вращающейся башне.
На предыдущих моделях вооружение было меньшего калибра и не столь эффективное. Впрочем, мы будем рассматривать БТР-82А как транспортную единицу, как примечательный образец машины с колесной формулой 8×8, хотя, конечно, полностью игнорировать ее назначение и работающий на это назначение конструктив мы не сможем. И все же раскапывать характеристики БТР-82А, новейшего российского бронетранспортера мы не будем и отдадим это на откуп любителям такого рода информации, тем более что в век интернета найти ее не представляет большого труда.
Основные характеристики БТР-82А
Итак, бойниц, закрывающихся толстыми стальными поворотными заслонками, стало меньше, и в Армавире, где из БТР-80 делают БТР-82А (если быть точным, то 82АМ), лишние окна заваривают. В остальном корпус остался практически прежним по характеристикам, правда, он получил эффективную противоосколочную защиту. Занимаясь модернизацией «ветеранов», в Армавире повышают также боевую мощь машины, устанавливая новое современное вооружение, но не лезут в трансмиссию, а между тем в ней скрываются важные отличия «82-й» машины от «80-й». Опыт эксплуатации «восьмидесяток» показал, что техника в целом надежная, но требует аккуратного к себе отношения. Например, схема трансмиссии выполнена таким образом, что при движении в полноприводном режиме по твердому грунту рвет карданы. Так ведь даже в инструкции к уазику написано, что без необходимости полный привод использовать не надо, и в БТР-82А тоже есть соответствующее предупреждение! Но зачастую о нем забывают, и уж совсем не до него, когда выполняется боевое задание. Поэтому в БТР-82А родом не из Армавира, а из Арзамаса, где находится головное предприятие по производству бронетранспортеров, стоит модернизированная раздаточная коробка и применены торцевые шлицы в карданных соединениях. Эти меры позволили существенно повысить живучесть трансмиссии при «жестоком» обращении.
Еще одна характеристика, позволяющая идентифицировать БТР-82А, — короб кондиционера на крыше, сразу за башней. Неужели дожили — проявляется забота о самочувствии экипажа машины, от которого напрямую зависит ее боеспособность? Отрицать наличие такой заботы не стану, в этом направлении есть позитивные сдвиги, но, все же, попав внутрь бронетранспортера, я в очередной раз испытал легкий шок. Когда задраили люк, в «салоне» наступила кромешная тьма, и я тут же больно приложился головой о какой-то острый выступ на потолке. Потом нащупал плафон внутреннего освещения, щелкнул тумблером — ориентироваться стало легче. Очевидно, что опытный боец, сроднившийся с машиной БТР-82А, ощущает себя в ее чреве почти комфортно, однако мне, человеку гражданскому, трудно представить, как тут можно куда-то ехать! Даже с кондиционером. Теснота вокруг неимоверная! На двух сиденьях, установленных спинками друг к другу посередине машины, обязаны разместиться семь человек десанта (мотострелковое отделение). Обязаны – значит, обязаны, но бойцам не позавидуешь, и это притом что габариты у машины немалые. Но вся задняя часть отдана во власть 300-сильного камазовского дизеля, грозное рычание которого явно прослушивается и сквозь глухую перегородку. Впереди сидят водитель и командир боевой машины, а сразу за ними, по центру, в страшном переплетении металлических конструкций, в окружении приборов наблюдения и наведения, сидит во вращающейся на 360 градусов башне стрелок. Для десанта остается совсем мало места.
Попав в БТР-82А через люк сбоку, я с превеликим трудом смог протиснуться вперед, на место водителя. По правому борту вообще прохода нет, а слева — очень узкий лаз. Впрочем, это с позиции человека, которому далеко не двадцать лет.
Но кое-как пролез, сел за руль. Освоиться с налету с обилием кнопок, переключателей, сигнализаторов и разных шкал — об этом нечего и думать, но на вопрос:
«Трудно ли управлять машиной?»
мне ответили так:
«Да ничего сложного, едешь, как на грузовике, только обзор похуже».
Так оно и есть: тот же большой руль, три педали под ногами, рычаг КПП справа между сиденьями. Но к переключению передач нужно приноровиться — усилия на рычаге запредельные, избирательность механизма переключения ниже всякой критики. КПП находится далеко сзади, рядом с мотором, и управление при помощи системы тяг оставляет желать лучшего. Даже на «буханке» этому надо привыкнуть, а тут все обстоит гораздо серьезнее. Возможно, это особенность новой машины: экземпляр не так давно прибыл с завода, и не все механизмы разработались, но я испытал ощущения не самые приятные.
Нескольких минут обучения явно недостаточно для уверенного управления машиной, но все-таки я поехал и даже развил приличную скорость. По плавности хода — это далеко не грузовик и даже не внедорожник самого высокого класса: БТР изъянов дороги вовсе не замечает. Во всем заслуга независимой торсионной подвески всех колес. А вот с обзором действительно проблемы: через небольшое, сильно наклоненное лобовое стекло видно не слишком много, а по сторонам — вообще ничего. При этом в отличие от БТР-80 машина БТР-82А имеет боковые зеркала, но картинку в них можно видеть… только через узкие амбразуры боковых приборов наблюдения перископного типа. Понять, что происходит сзади и по сторонам практически невозможно. В мирное время командир может встать и высунуться в люк, чтобы увидеть обстановку и подсказать маневр водителю. При выполнении же боевой задачи экипаж прячется под защиту брони, и даже лобовые стекла закрываются бронелистами -наблюдение за обстановкой ведется только через визиры наблюдения, расположенные и прямо по курсу, и по бокам: точное маневрирование в стесненных условиях вызывает сомнения.
Что касается характеристики эластичности силового агрегата, то она не впечатлила: то стрелка тахометра уходит в красную зону, и надо переключаться на высшую передачу, то, напротив, скорость падает, и машина судорожно просит «воткнуть» нужную передачу. Но, как я уже заметил, оперативно переключиться мне не всегда удавалось.
Однако ехать по дороге скучновато: уж как-нибудь слажу с норовистой коробкой — пора в поля, раскисшие под льющими не по сезону дождями. Чувствуется, как восемь колес перелопачивают грязь, но ощущается и вес машины: 16 тонн основательно продавливают мягкий грунт. Вот уже включена понижающая передача, задействованы все блокировки, в том числе и межколесные — вращаются одновременно все восемь колес, но все же, разворачиваясь, мы слишком далеко залезли в болотину. И БТР-82А решив, что хватит с него на сегодня, мягко лег на свое плоское днище, так что нижняя створка бокового люка в откинутом положении практически оказалась на земле.
Для меня это не придуманное приключение стало наглядным доказательством того, что для серьезного оффроуда БТР мало подходит по своим характеристикам, несмотря на восемь ведущих колес. Слишком тяжела машина! По относительно твердым грунтам можно перемещаться уверенно, но для сильной грязи и болот куда больше подходит БМП — техника гусеничная. Но это уже совсем другая история.
Добавить комментарий