Бронемашины второй мировой войны играли огромную роль в стечении того времени, так как часто одна сторона выигрывает бой только потому, что ее командующий обладает более точной информацией о ситуации, чем его противник. Долгое время такого рода сведения полководцам поставляли кавалеристы. Однако в быстрой войне моторов, какой стала вторая мировая война, подобную роль взяли на себя экипажи бронемашин, способных уходить далеко вперед, оставляя позади части, к которым приписаны.
Особенности бронемашин второй мировой войны
Ниша, занимаемая бронемашинами в современных технологиях ведения военных действий, мало изменилась по сравнению с тем, какой она была во время второй мировой войны. Главная функция ее — дозорная и разведывательная служба. Бронемашины как второй мировой войны так и современные — привлекательны в подобной роли, поскольку они быстроходны, маневренны и, как правило, куда менее заметны, чем громоздкие танки.
Но экипажам бронемашин второй мировой войны приходиось платить за свои качества отсутствием толстой брони и мощного вооружения, причем нередки случаи, когда машины остаются и вовсе невооруженными. В общем, чтобы уцелеть, бронемашинам приходилось полагаться на скорость и маневренность. Вместе с тем их роль как разведчиков неоценима, поскольку как во второй мировой войне, так и в современной ни танковые, ни пехотные подразделения не могут нормально действовать, не зная, что ждет их «по ту сторону холма».
К 1939 г. техническое средство, носящее наименование «бронемашина», вполне оформилось. Обычно это были специально предназначенные для вполне определенных целей полноприводные автомобили с колесной формулой 44. Хотя встречались и более крупные, отличающиеся, например, четырьмя мостами. Правда попадались и импровизации, что не мешало им — как, скажем, этой машине — прекрасно зарекомендовать себя на службе. Однако в общем и целом большинство бронемашин второй мировой войны создавались как специализированные бронированные автомобили и не являлись поспешно переоборудованными для этих целей гражданскими транспортными средствами, что было распространенной практикой и во время Первой мировой войны. К 1939 г. определилась и роль бронемашин второй мировой войны. Они и малые дозорные машины сделались неотъемлемыми частями разведывательных структур практически всех родов войск, начиная от бронетанковых дивизий и кончая обычными пехотными.
Не будет ошибкой сказать, что тем, кто служил на бронемашинах, воевалось сравнительно легко, и чувствовали эти люди себя относительно свободными. Конечно, потери, которые несли такого рода подразделения, были высоки. Однако несмотря ни на что, они имели определенный простор и не были зажаты в тиски методов и организационных структур остальных армейских частей. Поэтому они могли развивать инициативу, применять на практике собственную тактику, ни с кем и ни о чем, не советуясь, о чем все прочие военнослужащие просто не могли мечтать. Они отваживались на отчаянные рейды, забирались порой в самые дальние уголки, отдаляясь на многие десятки и сотни километров от своих частей. Нередко бронемашины второй мировой войны вступали в бой с противником, но везде и всегда главной их функцией оставалась разведка. Успех экипажей бронемашин не измерялся количеством уничтоженной живой силы и техники врага или понесенными потерями, ценность их боевой работы была в точности добытой и своевременно доставленной командованию информации. Вооружение их обычно было защитным, а не наступательным.
Добавить комментарий