Идея строительства «Тоннеля Путина-Трампа» — трансконтинентальной железной дороги под Беринговым проливом — вновь оказалась в центре внимания после недавнего телефонного разговора лидеров двух стран. Как сообщил Кирилл Дмитриев, работа над этим амбициозным проектом ведется уже около полугода, а сама концепция возникла еще весной. Но насколько реален этот грандиозный план?
Техническая осуществимость: сложно, но возможно
С точки зрения инженерных технологий проект «Тоннеля Путина-Трампа» не является чем-то фантастическим. Как показывают расчеты, построить такой тоннель длиной около 100 километров технически возможно уже сегодня. Необходимые для этого решения были успешно апробированы и реализованы в мировой практике еще в XX веке. Более того, сама идея соединения Евразии и Северной Америки через пролив не нова и неоднократно обсуждалась на высоком уровне в периоды потепления в российско-американских отношениях.
Главный камень преткновения: экономическая целесообразность
Однако главной и исторической проблемой для реализации проекта «Тоннеля Путина-Трампа» была и остается его экономика. Речь идет не только о строительстве самого тоннеля, но и о создании гигантской инфраструктуры к нему — железнодорожных путей суммарной протяженностью более 6000 км (из которых почти 4000 км по территории России). Это масштабы, сопоставимые со строительством БАМа, что подразумевает колоссальные финансовые затраты.
Будет ли это экономически выгодно? Очень большой вопрос. На сегодняшний день грузооборот между Россией и США незначителен, и далеко не все товары будет целесообразно перевозить по такому маршруту. Единственным вариантом, который мог бы оправдать затраты, являются масштабные контракты на поставку в США российских полезных ископаемых из Сибири и Дальнего Востока в огромных объемах.
Политические и экономические противоречия
И здесь проект «Тоннеля Путина-Трампа» сталкивается с фундаментальным противоречием. Текущая экономическая доктрина администрации США как раз направлена на продвижение на мировой рынок американских энергоресурсов, а не на импорт российских. Таким образом, сама концепция тоннеля входит в конфликт со стратегическими интересами Вашингтона.
К экономическим добавляются серьезные политические риски. Как показала история, внешнеполитический курс США может кардинально меняться со сменой администрации. Если следующий президент, подобно Джо Байдену, решит свернуть сотрудничество с Россией, многомиллиардные инвестиции в «Тоннель Путина-Трампа» могут оказаться под угрозой.
Вывод: светлое будущее или отсроченная перспектива?
Учитывая весь комплекс проблем — колоссальную стоимость, отсутствие четкого экономического обоснования и высокие политические риски, — реализация проекта «Тоннеля Путина-Трампа» выглядит крайне маловероятной в обозримом будущем. Скорее всего, этот проект останется темой для многочисленных обсуждений и планирования, а его практическое воплощение, если оно вообще состоится, переносится на срок далеко за пределы нашего времени.

Добавить комментарий