Рост тарифов на электроэнергию в 2026 году станет продолжением сложившейся практики ежегодной индексации платежей за энергоресурсы. Федеральная антимонопольная служба уже разработала и опубликовала проект предельных значений тарифов, который в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами. Согласно представленным расчетам, с 1 октября 2026 года большинство регионов страны столкнется с увеличением платы за электроэнергию на 10,8-10,9%. Это плановое мероприятие является часть долгосрочной политики в области ценообразования на энергетическом рынке и соответствует ранее утвержденным ориентирам.
Наиболее значительное повышение тарифов ожидает жителей новых территорий, где плата за электроэнергию может вырасти на 50%. Несмотря на такой существенный рост, даже после индексации тарифы в этих регионах останутся одними из самых низких в стране, составляя чуть более 2,8 рубля за кВт·ч. На противоположном конце спектра находятся самые высокие тарифы на Чукотке и в Якутии, где стоимость электроэнергии достигнет 12,6 и 10,7 рубля за кВт·ч соответственно. В Москве и Московской области цена установится на уровне 8,7 и 9,1 рубля за кВт·ч, что соответствует среднероссийским показателям с учетом региональных особенностей.
Системные причины повышения
Предстоящее повышение является частью многолетнего тренда, который включает в себя и запланированную на 1 июля 2025 года индексацию тарифов на 12,6%. Эксперты указывают на комплексный характер причин регулярного роста цен, среди которых выделяется общий инфляционный фон и необходимость финансирования масштабных инвестиционных проектов в энергетике. По данным Минэнерго, объем недофинансирования электроэнергетики составляет десятки триллионов рублей, что создает объективную основу для постепенного увеличения тарифной нагрузки на потребителей. Эти средства направляются на модернизацию генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры для повышения надежности энергоснабжения.
Проблема перекрестного субсидирования
Существенным фактором, влияющим на формирование тарифов, остается система перекрестного субсидирования, при которой тарифы для населения искусственно занижаются за счет их завышения для промышленных потребителей. Объем такого субсидирования оценивается почти в 340 миллиардов рублей в год. Для решения этой проблемы ФАС предлагает пересмотреть концепцию социальной нормы потребления электроэнергии. С 2027 года планируется снижение объема льготного первого диапазона потребления до 1,2 тысячи кВт/ч, что затронет значительное число российских домохозяйств, поскольку до 90% квартир в настоящее время укладываются в действующий лимит потребления.
Меры социальной поддержки
Федеральная антимонопольная служба гарантирует осуществление строгого контроля за соблюдением установленных лимитов роста тарифов для предотвращения необоснованного увеличения финансовой нагрузки на граждан. Параллельно продолжат действовать существующие меры социальной поддержки, включая предоставление субсидий семьям, у которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22% совокупного дохода.


Добавить комментарий